"Тепловой удар", "Российская газета", 08 декабря 2009г.

Тепловой удар

Мэр Челябинска - о коммунальном теплосбережении и тепле, адресованном престарелым родителям.

В ноябре этого года в стране произошло значимое событие - принят Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Начало реализации одной из инициатив Президента РФ Д.А.Медведева положено.

Свое мнение по поводу этого закона и о некоторых проблемах и путях их решения высказывает глава Челябинска Михаил Юревич.

Заменить вертикаль горизонталью

Многое при реализации этого закона будет зависеть от активности местных властей. Скажу прямо: для крупных городов, таких как Челябинск, этот документ уже рабочий.

В Челябинске 84 процента тепловой энергии обеспечивают несколько крупных теплоисточников. Существующая система теплоснабжения от крупных станций требует оптимизации. Этого можно достичь, если пойти на разделение гидравлических тепловых потоков - магистральных и внутридомовых. Иными словами, каждый дом нужно оснастить теплообменником, а так же приборами учета потребляемого тепла с регулировкой в зависимости от температуры окружающего воздуха, и дом будет иметь автономную внутридомовую циркуляцию теплового потока. Экономия такого инженерного решения очевидна. Сейчас станциям приходится поддерживать повышенное давление в магистральных сетях при прокачке воды.  При наличии внутридомового теплового узла затраты на прокачку системы ощутимо меньшие. У магистральной сети при этом будет свое «кольцо». Существенно сократятся время и затраты, необходимые на проведение опрессовки теплотрасс и их ремонт. И еще одна очевидная польза этого подхода - такое решение исключает саму возможность возникновения гидравлического удара в системе. А дома потребляют ровно столько тепла, сколько им необходимо.

Кто должен решать проблему оснащения внутридомовыми тепловыми узлами? На мой взгляд, компания-поставщик тепла. В Челябинске эта идея уже начинает реализовываться. Администрация города совместно с теплогенерирующей компанией «Фортум» приняли комплексную программу модернизации системы с учетом экономии ресурсов. «Фортум» готов проинвестировать из чистой прибыли установку в городе 2,5 тысяч индивидуальных общедомовых пунктов учета и регулировки тепловой энергии в зависимости от температуры окружающего воздуха. По моему убеждению, это абсолютно рациональный, хозяйский подход. Точно также общедомовые приборы учета должны устанавливать за свой счет и водо-, и газоснабжающие компании.

Но тут надо сделать необходимое отступление. Сейчас дома строятся по так называемой «вертикальной системе» - тепловые и водяные стояки идут через все квартиры.  При такой системе прибор учета тепла придется ставить... на каждый радиатор и водяной стояк. К приборам учета доступ будет осложнен, а отключение за неуплату невозможно. Нужно изменить эту схему и перейти к горизонтальной системе: от стояка должны идти отводы на каждую квартиру. Сегодня нечто подобное существует только по приборам учета потребленной электроэнергии. Считаю важным законодательно оформить обязанность применять такую систему во вновь строящихся домах с параллельным оснащением «горизонтальной разводки» поквартирными приборами учета потребления тепла, воды, газа, они должны находиться в общедоступных местах.

В Челябинске на заводе «Метран» разработаны электронные приборы учета потребления тепла, срок их работы не ограничен. Такие же приборы учета необходимы и для потребления воды. Они - в стадии разработки. Ныне существующие лепестковые из-за жесткости воды имеют максимальный срок эксплуатации от 2 до 5 лет.

Есть у нас в городе несколько домов (старой вертикальной системы) полностью оснащенные приборами учета тепла (на каждую батарею) и воды, и все данные с них выведены на общедомовой пункт  и в режиме реального времени оператор может видеть текущий расход по каждой квартире.

Так как в городе принята совместная программа с участием местных водо- и теплоснабжающих организаций, в ближайшие три года все дома будут оборудованы узлами учета по потреблению воды и приборами учета тепла, регулирующими его подачу с учетом температуры окружающего воздуха. Это позволит многоквартирным домам оплачивать тепло и воду по фактическому потреблению.

Дома нуждаются в энергосервисе

Вопросы с общедомовыми  приборами учета потребленных ресурсов будут решены. Что дальше? Главное на следующем этапе  - создать систему эксплуатации, энергосервиса. Многим наверняка еще памятен период 1996-1998 годов, когда первые попытки наладить систему учета потребляемых ресурсов разбились о хаотичность методов реализации и желании отрапортовать наверх о количестве установленных приборов. Их тогда в различных учреждениях понаставили немало. Вот только их обслуживанием никто толком не занимался, приборы выходили из строя и превращались, по большому счету, в предметы интерьера. Бесспорно, общедомовой учет - прерогатива энерго-, тепло- и водоснабжающих организаций. А как быть с поквартирными приборами учета? Это должен быть отдельный сегмент рынка услуг - энергосервис. Жильцы сами должны будут выбрать энергосервисную компанию (так же, как они выбирали управляющую компанию по обслуживанию их дома). И уже она будет заниматься установкой и  обслуживанием всех регулирующих и учетных приборов как «на входе» в дом, так и поквартирно. Договор на обслуживание может быть заключен как с энергосервисной компанией отдельно, так и с управляющей компанией, которая может также взять на себя обязанность обслуживать и регулировать систему учета. За счет жильцов все квартиры можно постепенно оснастить приборами учета и дальше эксплуатировать их. Для этой услуги должен быть введен отдельный тариф, который утверждался бы точно так же, как и тарифы управляющей компании. Все эти меры создадут новый рынок услуг, который приведет в конечном итоге к оплате жильцами фактически потребленных ресурсов и реальной возможности экономить на коммунальных платежах. Существует же сейчас уже служба газового сервиса, а также сервис приборов учета электрической энергии, антенн, сетей Интернета и кабельного телевидения.  Причем задачей сервисной компании станет не только обслуживание и регулировка систем учета, но и подготовка энергопаспорта дома, а также проведение мероприятий по снижению ресурсопотребления на конкретном объекте.

Понимаю, что специалисты могут задать вопрос: как быть с домами, построенными в 60-70-е годы прошлого века? Ни для кого не секрет, что в этих домах была занижена норма теплопроводности, и они, конечно же, менее энергоэффективны, чем современные. Здесь, разумеется, нужно будет предусмотреть и законодательно оформить систему субсидирования для малоимущих граждан. И далее дома будут поделены квартплатой на эффективные и устаревшие.

А теперь - о сложностях. Заниматься энергосбережением, по большому счету, не выгодно - нет для этого ни экономических стимулов, ни мотивов. Теплогенерирующие компании поставляют тепло, включая в тариф затраты «с запасом». В Челябинске сработали экономические стимулы. Энергетики, например, даже при существующих тарифах и внедрении вышеназванных инженерных решениях останутся в очевидном плюсе - гораздо меньше затрат будет уходить на транспортировку тепла и ремонт системы.

Высказанные здесь предложения актуальны для Челябинска. В разных городах системы теплоснабжения выстраиваются по-разному. Это и понятно. В небольших населенных пунктах, скорее всего, наиболее эффективно наличие нескольких небольших котельных. В крупных мегаполисах, как правило, существует несколько мощных теплопроизводящих станций с наличием большого объема магистральных сетей. Единого рецепта нет. Но то, что каждый регион, и как составляющая - муниципалитеты региона, должен в кратчайшие сроки разработать свою, в зависимости от местных условий, комплексную программу модернизации системы теплоснабжения с учетом экономии ресурсов - это вне всяких сомнений. Ввести это можно отдельной нормой закона или административным решением.

 

С думой о будущем. О стариках.

Экономное использование ресурсов - один из главных факторов выживаемости в современном мире. Но только «один из». Ради чего и кого? Ради будущих поколений нашей страны. Но сколько нас будет лет через 50-70? В этом году произошло историческое событие: по итогам 9 месяцев рождаемость в России впервые за долгие годы превысила показатели смертности. Это значит, что решения Президента и правительства о введении системы родовых сертификатов, выплате «материнского капитала» были и остаются своевременными и сверхважными.

Что можно было бы сделать еще в этом направлении? Я уже как-то высказывал мысль о том, что основным стимулом в странах с высокой рождаемостью является последующее обеспечение детьми родителей в старости. В некоторых из таких стран вообще отсутствует пенсионная система. Считал бы целесообразным апробировать и в России подобные стимулы. Чтобы дети в будущем могли стать источником дохода для своих родителей. Для этого необходимо законодательно закрепить отчисления в пользу родителей по достижении ими пенсионного возраста. К примеру, 5-7 процентов от заработка (в виде дополнительного подоходного целевого налога), но не более 5 или 10 минимальных размеров оплаты труда. Шкалу можно обсуждать и совершенствовать. Но сейчас важен сам принцип. Также считаю возможным рассмотреть вопрос о возврате налога «советского периода» - на бездетность. Так же в пределах 5 процентов, как подоходный. За счет него можно было бы увеличить размер детских пособий. Это простимулировало бы общественную значимость помощи матерям, имеющим детей, и пенсионерам (родителям). Родители должны гарантированно рассчитывать на дополнительные доходы от заработанного детьми. Чем больше детей - тем больше отчисления родителям.

Комплекс таких мер, как мне кажется, через некоторое время решил бы не только проблему преодоления демографического кризиса, но и устранил бы устрашающую диспропорцию между работающим населением и количеством людей пенсионного возраста. Когда любой гражданин-пенсионер уже знал бы, что размер его пенсии напрямую зависит в том числе и от количества детей, которых он вырастил, воспитал и помог устроиться в жизни.