Права братьев и сестер на зачисление в одну образовательную организацию

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32 утвержден Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок).

Согласно абзацам первому и третьему пункта 14 Порядка прием заявлений в первый класс организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее также - ОООД), для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в ОООД в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 16 Порядка).

Действуя в интересах своего несовершеннолетнего ребенка гражданин РФ обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев первого и третьего пункта 14, пункта 16 Порядка, ссылаясь на их противоречие части 3.1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункту 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации. Считает, что оспариваемыми нормами нарушено право его дочери на преимущественный прием на обучение в образовательное учреждение.

Рассмотрев данное заявление, суд пришел к выводу, что общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 8 статьи 55 названного федерального закона (в редакции, действовавшей на день издания оспариваемого нормативного правового акта) порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Подпунктом 5.2.30 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, действовавшим на день издания Порядка, данному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере образования (пункт 1), было предоставлено полномочие самостоятельно принимать порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования.

Аналогичное полномочие Минпросвещения России в настоящее время предусмотрено частью 8 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 1, подпунктом 4.2.21 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. №884.

Таким образом, Порядок утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона и в пределах предоставленных такому органу полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2015 г. № АКПИ15-694, от 15 июня 2017 г. №АКПИ17-265.

Порядок регламентирует прием граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (пункт 1).

13 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 411-ФЗ, согласно которому пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации дополнен новым абзацем вторым, а статья 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнена частью 3.1 следующего содержания: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры».

Оспариваемые взаимосвязанные нормативные положения Порядка, регламентирующие срок приема заявлений в первый класс ОООД отдельно для граждан, проживающих на закрепленной территории, и для детей, не проживающих на закрепленной территории (абзацы первый и третий пункта 14), а также закрепляющие преимущественное право детей граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории (пункт 16), не предусматривают указанного права преимущественного приема на обучение проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей по основным общеобразовательным программам начального общего образования.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление данного гражданина интересах его ребенка Верховным судом Российской Федерации удовлетворено в части, а абзацы первый и третий пункта 14, пункт 16 Порядка подлежат признанию не действующими с 13 декабря 2019 г. в той мере, в какой данные нормативные положения в системе действующего правового регулирования не предусматривают право преимущественного приема проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.