Ответственность за уклонение от административного надзора и несоблюдение установленных судом ограничений

На территории Российской Федерации с 01 июля 2011 года действует Федеральный закон Российской Федерации №64-ФЗ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регламентирующий применение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Сам по себе административный надзор не является ни уголовным наказанием, ни видом освобождения от наказания, ни иной мерой уголовно-правового характера.

Административный надзор – это самостоятельная правовая форма принудительного воздействия для предупреждения преступлений, правонарушений и индивидуальной профилактики.

Устанавливается административный надзор судом, при этом в судебном решении указываются конкретные ограничения и срок его действия.

На территории области за 2020 год под административным надзором находилось 4023 лица (2019 – 3915 лиц). Число лиц, в отношении которых установлен административный надзор, увеличилось на 9,2% и составило 2011 против 1841 за аналогичный период прошлого года.

В 2011 году УК РФ был дополнен ст. 314.1. В действующей редакции предусматривается ответственность за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений.

При этом одним из видов уклонения от административного надзора по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ является неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора и наказываются обязательными работами на срок от 180 до 240 сорока часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в определенный срок не прибыло к месту жительства или пребывания либо поднадзорное лицо временно его оставило без разрешения органа внутренних дел, например, в связи с необходимостью навестить тяжелобольного близкого родственника, получить неотложную медицинскую помощь, которая не оказывается в населенном пункте, где он проживает, и т.п., не имея намерения избежать контроля со стороны органов внутренних дел, такое деяние не является уголовно наказуемым.
Под самовольным оставлением поднадзорным лицом места жительства или пребывания следует понимать его непроживание (непребывание) по месту жительства или пребывания и (или) его выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел, выданного в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона об административном надзоре, совершенные с предусмотренной ч.1 ст. 314.1 УК РФ целью.

Если поднадзорное лицо, имея цель уклониться от административного надзора, получило в органе внутренних дел разрешение на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными пунктами 1 - 6 части 3 статьи 12 Федерального закона об административном надзоре, однако не прибыло к месту временного пребывания и не встало на учет в органе внутренних дел по этому месту пребывания, то такие действия также следует признавать самовольным оставлением места жительства или пребывания.

Вторым способом уклонения от административного надзора по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ является неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 КоАП РФ и наказывается штрафом в размере до 60 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Следует отметить, что объективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст. 314.1 УК РФ, не сводится к простому набору административных правонарушений, а представляет собой деяние, которое одновременно должно обладать признаками неоднократности и сопряженности.

Так, лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по ч. 1 и по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение установленных ему судом административных ограничений, совершается новое аналогичное деяние, сопряженное с совершением административного правонарушения по статьям глав 6, 19, 20 КоАП РФ, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 КоАП РФ.

Например, мелкое хулиганство, если оно совершается во время нахождения лица в запрещенных ему для посещения местах проведения массовых мероприятий или пребывания вне жилого помещения в запрещенное время суток.
В ходе осуществления административного надзора органами внутренних дел в 2020 году выявлено на 6% больше административных правонарушений, связанных с несоблюдением административных ограничений и невыполнением обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре - ст. 19.24 КоАП РФ (7541, 2019 год - 7110), на 19,5% увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с уклонением от административного надзора с 379 в 2019 году до 453 в 2020 году.

Прокурор отдела по надзору
за исполнением законодательства
об оперативно-разыскной деятельности                                            А.Е. Кудлачев