"Наша цель – попасть в пятерку", журнал "Челябинск СИТИ", сентябрь 2007г.

Наша цель – попасть в пятерку

Михаил Юревич мечтает о том, чтобы Челябинск стал одним из пяти лучших городов России

 

Градоначальник отвечает за все. Так уж повелось. Нужно, чтобы улицы были чистые, чтобы из каждого крана текла вода. Но важно за этими «завхозовскими» заботами все время видеть цель, перспективу. Каким видит будущее миллионного мегаполиса его глава?

Это мой город

- Михаил Валерьевич, есть такая старая русская пословица относительно места рождения: «Где родился, там и сгодился». На Ваш взгляд, это формула для неудачников или вы видите в ней другой смысл? И не хотелось ли в юности, как это часто бывает, «вырваться из объятий» родного города, тем более что дальнейшая карьера – предпринимательская и политическая – давала такие возможности?

- Если честно, то никогда у меня не возникало планов уехать из города. Хотя вы правы, возможности были: работая в Госдуме, подолгу жил в Москве, но всегда с удовольствием возвращался в Челябинск. Так что точно знаю: Москва не мой город. А в других городах бывал не часто и в основном по делам – времени на просто путешествия как-то не было.

- А Челябинск - Ваш город?

- Да, определенно. Приезжал и уже на въезде из аэропорта ощущал: я дома. Мне даже климат здесь по душе. Я же здесь всю сознательную жизнь прожил. И несознательную тоже (смеется): родился здесь, ходил в детский сад, учился в 138-й школе, гонял шайбу во дворе. Проезжаешь в районе улиц Сони Кривой, Энтузиастов и проспекта Ленина и обязательно вспоминаешь какие-то эпизоды… Для меня и сейчас Центральный район –родной. Люблю гулять здесь, на велосипеде в нашем лесу катаюсь. Конечно, изменились дворы моего детства за это время, иногда не в лучшую сторону. Высотку, например, в одном из них построили и, на мой взгляд, безобразную. Но дом, где я жил, слава Богу, не пострадал. Даже хоккейная коробка на том же месте. Лет пять назад ее хотели снести, но жильцы отстояли.

Жизнь в дороге – это не жизнь

- К 270-летию Челябинска была установлена памятная доска в честь одного из градоначальников – Александра Бейвеля и даже названа в его честь одна из улиц нашего города. Вдохновляет ли вас такая перспектива на глобальные проекты, за которые потомки будут благодарны мэру Юревичу?

- Дело, конечно, не в памятных досках и монументах, но добрую память о себе оставить хотелось бы. Хотя об этом рановато задумываться – все только начинается. Глобальных проектов много, так же, как и проблем, которые надо решать. В городе не хватает современных зданий, удобных торговых комплексов, комфортабельных гостиниц – все это сейчас в стадии строительства. Недостаточно транспортных развязок для того, чтобы связать разные районы. Это одна из самых актуальных проблем. За последние два года мы во многом поправили ситуацию с дорожным движением, с качеством покрытия дорог, но транспорт в городе все прибывает, назрела необходимость в двухуровневых развязках. Сейчас они проектируются, и уже на следующий год запланировано их строительство. При этом мы ориентируемся на среднеевропейские показатели автомобилизации населения.

- Видимо, это и была та самая проблема, которую вам хотелось решить в первую очередь, став мэром города?

- Свобода передвижения по городу на самом деле очень важна. Многие критикуют тот факт, что в настоящее время муниципалитет уделяет большое внимание транспортной проблеме. Но, по-моему, критики недооценивают этот существенный показатель качества жизни. Ведь люди каждый день едут на работу и с работы. От того, сколько времени и сил они на это тратят, зависит объем работы, которую они выполняют, их заработок, то есть доход семьи, определяющий уровень жизни. Я считаю, что еще лет пять придется много средств тратить и отвлекать от других сфер для того, чтобы город решил эту проблему, представляющую одну из угроз спокойному ритму жизни и стабильному существованию.

- Какие еще задачи считаете первостепенными сегодня?

- Один из приоритетов –система здравоохранения. На будущий год мы запланировали достаточно солидные средства направить на реконструкцию больниц, так как в городе есть лечебные учреждения, которые 20-30 лет не знали ремонта. Сейчас начался процесс переоборудования больниц в плане технического оснащения. Большие поступления медицинского оборудования идут в рамках национального проекта «Здоровье». Но муниципалитет также закупает приличную часть сложного медицинского оборудования для больниц и поликлиник. Так что абсолютно уверен, что уровень здравоохранения в Челябинске через 2-3 года резко возрастет и это будет ощутимо для всех его жителей.

Конечно, многие вопросы надо решать на федеральном уровне, например о переходе на страховую систему здравоохранения… Но если уж говорить о приоритетах, то самая первостепенная задача – создание новых рабочих мест. Это важнее, чем все остальное. Есть работа у людей, значит, есть материальная основа для нормальной жизни и стабильные поступления в городской бюджет. Так что мы рады появлению в городе любых предприятий: промышленных, научных, сферы бытовых услуг и торговли.

Я считаю, что мы должны и можем преодолеть тот разрыв, который на сегодняшний день существует, например, между Челябинском и Москвой. Причем, не только в уровне жизни и доходах, но и во всех других сферах: медицинского обеспечения, образования, системы жилищно-коммунального хозяйства и, конечно, набора разных благ и удобств, которые присутствуют в любом городе.

При этом я ориентируюсь на другие страны. Например, Италию. Специально беру страну, к которой Россия можем довольно быстро приблизиться по уровню жизни. Рим - это большой город, примерно как Москва по численности населения. А Турин или Милан значительно меньше. Но, несмотря на это, качество жизни людей в этих городах одинаковое. А в маленьком Мюнхене вообще жить гораздо лучше, чем в большом Берлине. Вот к этому и надо стремиться.

Да, Челябинск сегодня в 10 раз меньше Москвы, но задача моя как градоначальника сделать так, чтобы приезжая в Москву, челябинцы понимали, что это такой же город, как наш, только намного больше. Это, если хотите, и есть задача № 1 – довести город до суперсовременного уровня.

- Глобальная задача, почти как построение коммунизма в советское время. Не утопия? Все-таки есть разница между европейской и российской провинцией…

- Я не говорю, что это просто. Но реально. Челябинск и сейчас по темпам развития и уровню жизни людей входит в число городов-лидеров. Таких, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Уфа. Конечно, каждый из этих городов развивается по-разному и возможности для рывка вперед у всех различные. В Москве бюджет на душу населения превышает наш в 20 раз (не в 2, а в 20!) - это несопоставимые цифры. Но при этом в Москве существует огромная транспортная проблема, наши жители просто не представляют, что такое по два часа добираться до работы.

Возьмем Екатеринбург – тоже более богатый город, который впереди нас по темпам строительства современных зданий, деловых и торговых центров, но с движением там, кстати, произошел обвал. Несравнимо хуже, чем в Челябинске. Екатеринбург богаче, потому что вокруг сосредоточено больше промышленности. Процветание города напрямую зависит от промышленного развития территории и делового климата.

- А от градоначальника? Это к вопросу о значении личности в истории?

- И от главы, конечно. Если глава, что называется, «проморгал» назревающую проблему, город начинает сдавать позиции.

- В продолжение темы: кто из известных челябинцев оставил, на Ваш взгляд, заметный след в его истории?

- Очень многие: все руководители города советского периода, каждый что-то внес. И Вячеслав Михайлович Тарасов – одна Кировка чего стоит! Украшение города... Ведущие архитекторы – недавно мы простились с самым выдающимся из них, Евгением Викторовичем Александровым, почетным гражданином нашего города. И, конечно же, не можем обойти стороной руководителей обкома партии, так как это была по сути своей хозяйствующая структура. При их участии строились наши знаменитые заводы. И надо сказать им огромное спасибо за то, что наш город стал промышленным гигантом и сегодня имеет базу для развития.

- Сейчас есть личности, сопоставимые с теми, о ком Вы говорите?

- Конечно, есть. Например, наш губернатор Петр Иванович Сумин. Он тоже в свое время руководил городом. Его вклад в развитие Челябинска очень большой: и в промышленность, и в культуру, и в спорт. Из руководителей предприятий хотел бы отметить Всеволода Владимировича Гейхмана – генерального директора электролитного цинкового завода, сумевшего за несколько лет превратить завод в полностью автоматизированное предприятие. Стабильно развивается трубопрокатный завод под руководством Александра Анатольевича Федорова. Повезло с руководителями «Мечелу». За счет правильной стратегии предприятие выжило в новых условиях, а сейчас очень своевременно взят курс на переход от прежнего энергозатратного процесса к современным технологиям.

Но не все так радостно. Хочу отметить что многие предприятие со славной и даже героической историей вызывают серьезную тревогу за их будущее. Это тракторный завод, станкомаш, АМЗ, радиозавод. На сегодняшний день у них нет настоящих хозяев, и изменить ситуацию к лучшему сможет, видимо, только стратегический инвестор. Но его еще надо найти…

Не проморгай проблему, мэр!

- Вы много ездите по городу, чтобы на месте ознакомиться с решением той или иной проблемы, встречаетесь с жителями районов, выслушиваете их мнения, претензии, жалобы. Не бывает ли досадно и горько оттого, что большинство горожан чаще всего не замечают позитивных перемен, которые заслоняют узкие проблемы частного характера? Насколько полезны такие встречи для анализа нерешенных вопросов и расстановки приоритетов?

- Очень полезны. Как раз-таки помогают «не проморгать»… Конечно, в районах чаще всего слышишь нарекания по поводу состояния жилого сектора. Ситуация такова: на сегодня из компаний, обслуживающих жилье, 95 процентов частные. И здесь задача администрации – контролировать их деятельность, чтобы они оказывали качественные услуги населению. Надо сказать, что большинство крупных компаний достаточно ответственно относятся к своим обязанностям, стараются делать все возможное для решения многочисленных проблем с «коммуналкой» в пределах существующих объемов финансирования этой сферы. Конечно, средств недостаточно, но что поделаешь – бюджет не безразмерен, а проблем в городе много, и все требуют финансирования. За последний год мы сделали большую работу, которая была, возможно, не заметна для населения. Это массовый ремонт водоводов. Вы, наверное, помните, что 2-3 года назад у нас постоянно рвались трубы, особенно зимой, поскольку их не ремонтировали до этого лет десять. Износ был катастрофический. Плановый ремонт заметно улучшил ситуацию.

В Металлургическом районе поменяли полностью всю систему теплоснабжения. До этого половина района просто замерзала зимой. В этом году там добавится второй источник тепла - от ТЭЦ -3. Вообще из семи районов города больше всего душа болит за Ленинский. Он расположен практически на болоте, при застройке района, видимо, совершенно забыли о том, что нужна ливневая канализация, и после дождя вода стоит в подвалах домов. На сегодняшний день даже инженерного решения этой проблемы нет. Но как бы то ни было, никто не снимал с нас задачи сделать Ленинский район пригодным для жизни. Есть планы на этот счет, как повысить его престижность в глазах горожан.

- Сегодня все иначе? Строят в расчете на века?

- Именно так. Сегодня все новые микрорайоны строятся с перспективой эксплуатации на несколько сотен лет вперед. Все просчитывается заранее, сиюминутность в таких вопросах не допустима.

- Вопрос в том, кто сможет поселиться в этих домах? Цены-то на жилье – не для среднего челябинца…

- Я уверен, что в ближайшее время они будут снижаться, хотя не в так быстро, как хотелось бы. В последнее время резко возросла стоимость строительных материалов. Производство их запаздывает за темпами строительства, но, насколько я знаю, на подходе несколько новых предприятий стройиндустрии, которые должны быстро восполнить этот пробел. С учетом того, что идет рост доходов населения, стала доступна ипотека, кредитные ставки постепенно снижаются и скоро достигнут международного уровня, когда кредит на жилье будет 4-5 процентов годовых, я считаю, семья со стабильным заработком сможет купить себе квартиру. И что самое главное, покупая жилплощадь в кредит она может жить в этой квартире, а не мыкаться десятилетиями по общежитиям. Это большая разница, согласитесь.

Что касается технологии строительства, то я считаю, что надо шире применять более современные – монолитное и каркасное домостроение. Такие дома долговечнее, требуют меньше техобслуживания да и по себестоимости они не дороже, чем панельные. В ближайшие годы будет вестись строительство домов с подземными паркингами, потому что, сами знаете, транспорт ставить в городе просто негде. Во дворах должны играть дети. И на это сориентирован строительный комплекс, идет мощное техническое перевооружение строительных компаний.

Надо сказать, что объемы строительства в городе в этом году рекордные - будет сдано 600 тысяч кв.м жилья. Для миллионного города это наверняка станет одним из лучших показателей в стране, а может быть даже лучшим. Никогда в Челябинске столько не строили!

«Рабочий» должно звучать гордо!

- Челябинск всегда был, прежде всего, промышленным гигантом, «опорным краем державы». Видите ли Вы иные пути его развития, чем только город-рабочий, город-труженик?

- Другой путь состоит в том, что эти слова наполняются иным содержанием. Восприятие рабочего как работяги – грязного, необразованного – уходит в прошлое. Предприятия становятся более технологичными, идет техническое перевооружение производства на основе автоматизации всех процессов. Соответственно требования к образованию и квалификации людей повышается, а вместе с ними престиж рабочей профессии будет расти. В современном понимании это высококвалифицированный, а подчас и уникальный специалист, причем, в любой области, будь то обработка металлов или строительство. Так что бояться того, что твой город промышленный, не надо. Этим надо гордиться.

- Судя по всему, Вы очень оптимистично настроены относительно будущего Челябинска. Это свойство характера или у нас действительно есть шанс стать не просто стабильно развивающимся, но процветающим городом?

- Да, я оптимист по натуре. Но перспективы Челябинска этому моему качеству отношения не имеют. Они объективны и, на мой взгляд, очевидны. Другое дело, что для их реализации нужно много и конструктивно думать и эффективно работать. Что и делают те, кто хочет не просто жить, а хорошо жить в этом городе. Наши земляки, кто уехал и живет за пределами Челябинска, отмечают, что город за последние несколько лет очень изменился в лучшую сторону. А те, кто приехал сюда впервые, и ожидал увидеть выжженную пустыню и коптящие трубы, удивляются тому, что кругом подстриженные газоны, много зелени и ровные дороги. К сожалению, стереотип образа грязного промышленного города очень силен в сознании. А на самом деле основной источник загрязнения – автомобильные выхлопы. В Москве, если стоит полный штиль, то просто жуть, дышать нечем. Но все об этом молчат, зато запугивать народ экологической обстановкой на Урале стало привычным. В мире полным-полно промышленных центров, которые выглядят просто сказочно. У нас очень неплохой рост по промышленному производству по итогам первого полугодия – 12 процентов, и это тоже вселяет оптимизм. Потому что крупные предприятия остаются основой развития города независимо от вида производимой продукции. Главное, что их продукт востребован за пределами области и даже страны, а добавленная стоимость в виде зарплаты и налогов остается в городе. Я имею в виду такие предприятия как трубопрокатный, цинковый заводы, «Мечел», ЧЭМК, ту же «Макфу», которая 98 процентов продукции продает за пределы области. Это предприятия-локомотивы, от состояния и числа которых зависят все остальные составляющие: рынки, магазины, парикмахерские, автосалоны и т.д. Локомотивы первичны, потому что не будет их, завтра закроются половина предприятий торговли и сферы услуг. Поэтому, чтоб вторые жили и развивались, надо, прежде всего, думать о первых.

- С Вами трудно не согласиться, но, по мнению большинства жителей, наш город и так перегружен промышленными предприятиями…

- Речь и не идет об их строительстве в черте города. Я говорю о прилегающей территории в радиусе 30 км, в том числе и населенных пунктах, там находящихся. Копейск, Еманжелинск, Коркино, Сосновский и Красноармейский районы – все эти города и небольшие поселки попадают в зону экономического Челябинска, территория которого гораздо шире, чем официальные границы города. Сейчас стоит задача развития транспортных путей между городами, выездов из города. Для этого по решению губернатора строится кольцевая дорога вокруг Челябинска. В принципе любой мегаполис развивается за счет небольших тяготеющих к нему городов. Вот если где-то поблизости построить еще один завод размером с наш «Мечел» – для Челябинска это было бы очень полезно. Не важно, что он будет производить: бумагу, резину или автомобили. Не хватает у нас пока еще одного-двух таких «крупняков». И когда имеющиеся заводы из локомотивов превращаются в балласт это вызывает огорчение. Кстати, сейчас в пригороде уже строится небольшой заводик, который будет выпускать штамповки для машиностроения. Но таких заводиков надо 15, не меньше! Или один большой… (Смеется). И тогда мы будем готовы к реализации задачи, о которой я уже говорил - сравняться с Москвой. В конце концов, это только для экономик развивающихся стран характерно: есть столица, где богато и красиво, а отъедешь подальше и там - дыра-дырой. Но России стыдно быть в таком положении. Надо стремиться к тому, чтобы не меньше десятка городов были на уровне столичного, а те, что послабее, подтягивались к нему.

_ И мы, конечно, входили бы в эту десятку?

_ Нет. Я ставлю задачу – в первую пятерку. Никак не меньше.

Татьяна Воловик