Михаил Юревич: "Идём на строительный рекорд", газета "Вечерний Челябинск", 05 сентября 2007г.

Михаил Юревич: «Идём на строительный рекорд»

Глава ГОРОДА — о темпах развития жилищного комплекса и других приоритетах.

— Прошёл год с момента юбилея — 270-летия Челябинска. Михаил Валериевич, как изменились приоритеты в развитии города с тех пор?

— Принципиальных перемен не произошло, с приоритетами мы давно определились. Но темпы нарастают по всем направлениям. Возьмите жилищное строительство, ремонт и строительство дорог, реформы в здравоохранении, расширение системы детских садов. Для меня очень важно, что произошёл такой резкий рост в жилищном строительстве.

Челябинск по итогам 2007 года построит 600 тысяч квадратных метров жилья — абсолютный рекорд за всю свою историю! А через год-два рассчитываем, что остановившиеся нынче цены на жильё пойдут вниз. Сегодня цены слишком высоки, а улучшить свои жилищные условия хотели бы многие горожане.

Радует, что уменьшается процент панельного строительства. Многие компании освоили современные технологии. Монолитнокаркасное строительство развивается, за ним будущее.

— Но есть на пути развития жилищного строительства и препятствия. Та же проблема ЮУНИИПОКа пока сохраняется?

— Как известно, несколько судов по этому поводу администрация города выиграла. Но пока искусственно созданная проблема действительно ещё сохраняется. Выделенная якобы под сельскохозяйственные посадки земля (кстати, вопреки указаниям правительства и президента) должна использоваться под жилищное строительство.

Организаторами аферы с незаконной регистрацией впору заняться Генпрокуратуре. Для меня очевидно: проблему создала организованная преступная группа, включая некоторых людей на госдолжностях, преследующая свои корыстные интересы.

— Челябинск — прежде всего промышленный город. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние известных наших промышленных предприятий?

— Основа роста и благосостояния Челябинска — позитивные изменения в промышленности. Резкий рост производства на трубопрокатном заводе (это связано с большим числом заказов от строителей новых нефтепроводов). Растут объёмы и улучшается экологическая обстановка на цинковом заводе.

Очень ответственную социальную политику проводит Челябинский металлургический комбинат, плюс вкладывает сотни миллионов долларов в своё техническое перевооружение, чтобы стать во всех отношениях современным предприятием. Опасения вызывает из крупных предприятий только ЧТЗ.

На мой взгляд, завод по-прежнему не имеет чётких перспектив в развитии. За последние 10 лет не видно заметных сдвигов. Работа строится на ранее накопленном багаже. А новинки в основном мелкосерийные. Но в целом машиностроение на подъёме. Строительная индустрия быстро развивается.

Спрос на дорожную технику, например, настолько высок, что заказы расписаны на месяцы вперёд. Для предприятий ВПК рост обеспечивают заказы Министерства обороны.

А благодаря локомотивам экономики развивается малый и средний бизнес, причём в разных направлениях: производство (тех же строительных конструкций и прочего), общественное питание, торговля, сфера услуг. О росте заработных плат горожан можно судить уже хотя бы по тому, что розничный товарооборот удвоился.

— В миллионном Челябинске сейчас около 300 тысяч машин. Вас это радует?

— Рост числа личных автомашин — это и свидетельство роста благосостояния челябинцев, и проблема для города. Чтобы не прийти к состоянию многих крупных российских городов, где постоянное явление — автомобильные пробки, нужно расширять транспортные артерии, строить новые, делать развязки, чем мы и занимаемся.

Раньше в Челябинске ситуация была запущена. За два года работы нашей команды она, по крайней мере, не ухудшилась. Думаю, нам удаётся справляться с постоянно возрастающей транспортной нагрузкой. По уровню автомобилизации Челябинск уже почти достиг уровня Восточной Европы.

— А что с метро?

— Положа руку на сердце, в миллионном городе такие проекты нерентабельны. Но раз уж начали строить и вложили столько средств, нужно доделывать. Предприятию «Челябметрострой», которое сейчас строит метро, на мой взгляд, не хватает квалифицированных специалистов. Нам нужны те, кто имеет опыт строительства именно метро.

Пока темпы работ очень низкие. И если они сохранятся, мы только через 10 лет запустим первую очередь. К этому проекту нужны новые подходы. Скоро будет закуплен второй тоннелепроходческий комплекс. Ветку метро надо обязательно дотянуть до конца Комсомольского проспекта, чтобы люди оттуда могли быстро добраться до центра города.

— В России нередкость возникновение конфликтов между руководством города и области. А какие у вас сегодня взаимоотношения с губернатором?

— С губернатором Петром Ивановичем Суминым взаимоотношения очень хорошие. Я благодарен ему за поддержку и администрации города, и меня лично.

— Во многом благодаря помощи области закупается медицинское оборудование. Это один из приоритетов для Челябинска?

— Конечно. Благодаря национальному проекту «Здравоохранение» Челябинск закупил немало уникального медоборудования, какого раньше в городе никогда не было. Если нацпроект продолжать, основные проблемы с обеспечением современным оборудованием больниц можно решить за 5 — 6 лет.

А медицину в целом, на мой взгляд, необходимо переводить на страховой принцип. Чтобы было все чётко разделено и понятно: за одни услуги платит государство, за другие — страховые компании, за третьи — сам пациент. Сегодня пока неразбериха в значительной степени сохраняется.

— Что собой представляет программа развития посёлков Челябинска?

— Здесь мы не изобретаем ничего нового. Основные задачи — сделать освещение, провести минимальный ремонт дорог в посёлках (на капитальный пока просто не хватит средств) и сделать цивилизованные места для сбора мусора. Много пользы принесёт. уверен, строительство рядом с посёлками новых жилых микрорайонов. Возьмите Чурилово.

На территории посёлка вырастет микрорайон покрупнее Северо-Востока, при этом экологически чистый. Здесь появится скоро новая хорошая дорога, новые магазины, автоцентры. Район изменится очень сильно. Но помимо посёлков есть такой район — Ленинский. Он был в своё время плохо спроектирован.

Сейчас ремонтируем Копейское шоссе, оборудуем ливневую канализацию, чтобы больше не возникало в дождь и весной озёр прямо на трассе. В Ленинском районе остро не хватает мест досуга. А если их создать, то появятся ещё и новые рабочие места. Уже строится большой торговый центр.

— Одним из заметных направлений работы администрации города стало открытие новых детских садов.

— Раньше на протяжении ряда лет прежние руководители города закрывали детсады и передавали эти помещения коммерческим структурам. Мы делаем наоборот: приводим в порядок те помещения, которые есть, решаем вопрос с возвратом их в муниципальное подчинение и восстановлением целевого профиля.

Кроме того, зарезервировали немало земельных участков, чтобы в ближайшие годы начать массовое строительство новых детских садов. В Челябинске реально решить проблему очередей в детские сады за несколько лет.

Жаль, что на федеральном уровне отказались от практики советских времён, когда под детсады отдавали первые этажи многоэтажных зданий. Строить каждый раз отдельное здание, как предписано действующими сегодня нормативами, — слишком дорого.

— Бытует мнение, что мэры вольны делать в своих городах всё, что вздумается...

— Это не так. На самом деле у мэра не так много полномочий. Да, можно решить вопрос о создании или закрытии специализированной школы, детского сада. Но, например, всё, что касается бизнеса, тут федеральный закон стоит на страже интересов предпринимателей. Хотя какое-то влияние мы всё равно оказываем.

И выступаем категорически против некоторых строительных проектов, которые в случае реализации просто парализуют транспортное движение в Челябинске.

Был всем известный совершенно безумный проект компании «Платина» по сооружению во дворе крупнейшего жилого дома в самом центре города торгово-развлекательного комплекса, который должен был напрочь закрыть окна нескольких этажей! Строительство остановили через суд. Могу привести другие подобные примеры.

— Есть ли проблема, которую, по вашему мнению, срочно нужно решать, но этому препятствует отсутствие необходимого федерального закона?

— Огромная проблема — отсутствие закона о наказании за замусоривание территории. Наверное, это характерно не только для Челябинска. Люди мусорят там, где живут. В Европе за такие вещи налагаются огромные штрафы. И нам есть с чем сравнивать.

В советские годы не было такого количества одноразовых стаканчиков, пластиковых бутылок, разного рода пакетиков, прочего. Сегодня уборка города становится поистине золотым делом.

Достаточно сказать, что каждое утро центральный проспект — проспект Ленина — чистится, но что мы видим вечером, особенно в районе крупнейшего нашего вуза — Южно-Уральского государственного университета? Грузовиками вывозим мусор!

— Образование — это прежде всего научные центры, квалифицированные кадры.

— Мы ценим то, что сегодня делается ведущими школами и вузами Челябинска. Я горжусь, что в Челябинске два учителя года в России, что наши ведущие школы входят в число лучших школ страны. Кстати, здесь, как правило, очень много зависит от личности директора. Замечательно, когда наши университеты выигрывают инновационные гранты. Можно сказать так: сегодня дороги и система образования определяют облик города.

— Челябинск — еще и спортивный город. Наш хоккейный «Трактор» возвращает себе былую славу, есть несколько команд высшей и первой лиг в разных видах спорта. Недавно вы объявили о создании трёх новых футбольных школ. Зачем?

— Футбол в мире — спорт номер один, к тому же спорт сравнительно недорогой, если говорить о массовом развитии. Плюс это способ привлечь большое число мальчишек, в том числе из неблагополучных семей. Да и спорт высоких достижений может вырасти лишь на основе системного подхода.

Так и родилась идея об открытии трёх новых футбольных школ плюсом к двум уже имеющимся. Традиционные спортивные школы развивать эффективнее. Надо вообще как можно больше создавать детских мест во внешкольной сфере: спортивные секции, танцевальные студии, патриотические клубы. Забота о подрастающем поколении — важнейшая для мэра.

Герман ГАЛКИН