"Михаил Юревич: Челябинск может быстро и c наименьшими последствиями преодолеть кризис", ИА "Новый регион", 13 апреля 2009г.

Оригинал статьи http://www.nr2.ru/chel/228503.html
Михаил Юревич: Челябинск может быстро и c наименьшими последствиями преодолеть кризис

Челябинск, Апрель 13 (Новый Регион) – Михаил Юревич – один из самых молодых мэров в России. При этом его нельзя назвать неопытным. Месяц назад он второй раз вступил в должность градоначальника. И работать в условиях кризиса ему тоже приходилось. Только в 1998 году он решал проблему выживания своего бизнеса, а сейчас – города –миллионника. Михаил Юревич рассказал читателям РИА «Новый Регион» о том, легко ли ему было продлить полномочия мэра и как он намерен решать самые больные для Челябинска вопросы.

«Новый Регион»: Вы переизбраны на второй срок. Как бы Вы оценили свою работу за предыдущие 4 года?

Михаил Юревич: По сути, я был главой города 3,5 года, потому что первые 6 месяцев шли суды за Устав города, и полноценно работать было невозможно. Могу сказать, что за последнее время во многих сферах сделан значительный шаг вперед: это и здравоохранение, и образование, особенно дошкольное, и, конечно, благоустройство города.

«НР»: Ваши ощущения от минувшей предвыборной кампании? Это была легкая победа?

М.Ю.: Нет, конечно, победа была нелегкая. Во-первых, кризис в любом случае подрывает доверие к власти. Во-вторых, кампания была грязная. С противоборствующей стороны стояли серьезные силы, оппоненты делали все, что хотели, не обращали внимания на закон. Я не мог, да и не хотел противостоять им подобными методами.

Это уже четвертая моя предвыборная кампания в Челябинске, и я пришел к выводу, что у нас действует целая мафия, да такая, что ребята из итальянского кинофильма «Спрут» – просто дети по сравнению с нашими. Но сейчас уже нет смысла об этом говорить. Теперь надо работать дальше, а не сводить счеты с противниками.

«НР»: Сейчас Государственная Дума рассматривает предложение разрешить органам представительной власти снимать мэров. Вы согласны с такой позицией?

М.Ю.: Согласен. Во многих городах, особенно в малых, мэры, бывает, практически не появляются на работе, находятся в неконструктивных отношениях с горсоветом. Зачастую все силы местной власти направлены не на решение муниципальных проблем, а на борьбу с депутатами и оппозицией. А отстранить нерадивого мэра от должности практически невозможно. Но такая возможность должна быть, чтобы в определенных случаях ею можно было воспользоваться.

«НР»: Так может лучше тогда мэров назначать? Тогда и отстранить их будет легче?

М.Ю.: Нет, мэров надо избирать! Градоначальник должен чувствовать ответственность перед горожанами, а не перед вышестоящими чиновниками. Иначе ничего хорошего из такого руководства не выйдет.

«НР»: Вы довольны новым составом городской Думы?

М.Ю.: Доволен. В Думе сегодня много профессионалов. Хорошо, что люди разные – есть и предприниматели, и медики, и общественники, и педагоги, и спортсмены. Дума отражает практически все слои населения. Считаю, что у нас совершенно правильно сохранили выборы по одномандатным округам. От партийных списков помощи потом не дождешься. А конкретные депутаты в своих округах ремонтируют и дворы, и школы, и детские сады, и железные двери в подъездах устанавливают, с людьми общаются, знают болевые точки округа, которыми нужно заниматься.

«НР»: В депутатском корпусе нет оппозиции. Это хорошо для города?

М.Ю.: У нас ее и в прошлом составе не было. Это говорит о том, что мы плотно работаем с депутатским корпусом, учитываем все их мнения, реагируем на пожелания и замечания. Так и должно быть.

«НР»: Какие первоочередные задачи Вы ставите перед собой на ближайшее время?

М.Ю.: Основные задачи связаны с кризисом: сократить расходы бюджета, не допустить банкротства предприятий. Строительный сектор находится в очень тяжелом положении. Сфера практически парализована. Это не только у нас – по всей стране. А у строителей есть дольщики, которые уже вложили деньги, и мы должны сделать все возможное, чтобы минимизировать ущерб. В Челябинске будет построено в этом году меньше жилья, чем в прошлом, что со временем скажется на стоимости квадратного метра. Пока рынок недвижимости стоит, помочь может только государственная программа поддержки ипотеки.

Нам придется урезать расходы городского бюджета практически по всем направлениям. Это не означает, что мы перестанем выделять деньги на образование, здравоохранение или, скажем, спорт. Нет, конечно. Но экономить придется всем. Неизменными останутся только расходы на зарплату бюджетникам и коммунальные услуги муниципальным учреждениям.

«НР»: И в городе, и в области есть ряд предприятий, которые надеются на финансовую помощь властей. Как Вы считаете, нужно ли выделять предприятиям бюджетные деньги, или, может, как-то простимулировать спрос?

М.Ю.: Сейчас банки неохотно кредитуют промышленность, требуют такие залоги, которые порой завод не может предоставить. Муниципалитет деньгами в этой ситуации сам помочь не может, точнее, не имеет полномочий на финансовую поддержку коммерческих фирм, предприятий, организаций из городского бюджета. Но мы нашли другой вариант – обеспечить банковские кредиты муниципальным имуществом. Такие примеры в Челябинске есть. При этом я детально знаком со всеми предприятиями, которые сейчас находятся в кризисной ситуации. Вижу, что большая часть из них уже адаптировалась, понимает свои перспективы. В этом году ситуация явно лучше декабрьской. Новые контракты пошли, поставки.

В январе-марте 2009 года в рамках городской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» из бюджета города было выделено более двух миллионов рублей. 19 субъектов малого предпринимательства получили субсидии части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, по продвижению продукции на выставках и в сети Интернет.

«НР»: Как на Ваш взгляд можно решить проблему безработицы в Челябинске, чем может помочь мэрия?

М.Ю.: Эта проблема стоит очень остро: по оценкам специалистов, сегодня в режиме сокращенного рабочего дня, либо в режиме отпусков работников действуют 39 предприятий Челябинска, на которых трудятся 14 тысяч человек. С каждым днем количество обращений в центр занятости растет. Если в сентябре 2008 года банк вакансий городского центра составлял 14 тысяч мест, то сегодня он сократился до 3,5 тысяч.

Одновременно растет число жалоб на несвоевременные расчеты с сотрудниками. Работников, которым задерживают заработную плату, мы призываем проявлять активность и обращаться с жалобами в службу занятости, прокуратуру, службу охраны труда. В городском управлении экономики для населения работают телефоны «горячей» линии. (Консультацию специалистов управления по всем вопросам нарушения трудовых прав граждан можно получить по телефонам: 264-25-71; 263-97-27 – прим. «НР»).

Тех, кто из-за сложной экономической ситуации потерял свое рабочее место, администрация города может привлечь к общественным работам: на сегодняшний день в муниципальных учреждениях имеется более тысячи вакансий. Кроме того, востребованы медицинские работники, учителя и воспитатели, кондукторы и водители в Гортранс. Можно сменить профессию: городской центр занятости населения заключает договоры с учебными заведениями для переобучения безработных горожан. (Получить всю необходимую информацию можно по телефону «горячей» линии городского центра занятости: 774-56-97 прим. «НР»).

«НР»: В условиях кризиса начали расти задолженности по коммунальным платежам. Что мэрия делает, чтобы смягчить ситуацию?

М.Ю.:В ведении муниципалитета находятся тарифы на жилищные услуги (содержание и ремонт жилья, вывоз мусора), водоснабжение и водоотведение. В первом квартале 2009 года их стоимость была «заморожена». Цены на электроэнергию и тепло, на газ не зависят от городской администрации. Тарифы устанавливает Единый тарифный орган по Челябинской области. ЕТО приняло решение «разбить» годовое повышение тарифов на тепло и газ поквартально. С учетом того, что стоимость электроэнергии увеличилась, расходы жилищных организаций возросли. Поэтому изменятся и тарифы на жилищные услуги.

В прошлом году успешно поработала муниципальная комиссия по проверке обоснованности тарифов. После долгих разбирательств и переговоров нам удалось прийти к соглашению с Единым тарифным органом. В начале года увеличение составило в 4-5 раз меньше того, что планировалось изначально. Мы обещали горожанам, что продолжим эту работу. Не случайно введена должность заместителя Главы города по взаимодействию с органами государственной власти и тарифному регулированию. Ее займет Сергей Львович Комяков, который имеет большой опыт работы по этому направлению.

«НР»: Еще один вопрос, навеянный кризисом – что будет с общественным транспортом? В городе много маршрутных такси, и можно было бы сказать, что они решают проблему, если бы люди не начали их бояться. У маршрутчиков слишком много нарушений, опасно ездить. С другой стороны общественный транспорт ходит редко. Как предлагается решить проблему?

М.Ю.: В этом году мы продолжим пополнение парка городского пассажирского транспорта, в частности, намерены приобрести 35 новых автобусов ЛиАЗ. Челябинск будет участвовать в федеральной программе, согласно которой Правительство РФ возместит 70% стоимости автобусов, а 30% будет оплачено за счет муниципальной казны. Это хорошие условия для муниципалитета. Общественный транспорт для нас важен – в первую очередь им пользуются челябинские ветераны и пенсионеры, поскольку имеют право на льготный проезд. Фактически они ездят бесплатно и без ограничений на трамваях, троллейбусах и автобусах. Поскольку льгота заявлена, она должна быть предоставлена в полном объеме. Во многих городах подобные льготы отсутствуют или действуют номинально: право проезда есть, а сам общественный транспорт практически уничтожен. В Челябинске мы такого не допустим.

Что касается маршрутных такси, сейчас Управлением транспорта Администрации города разрабатываются временные Правила организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Челябинске. Принятие этого документа позволит создать равные условия для всех и вывести отрасль из многолетнего кризиса. В каком виде будут приняты Правила, будет ясно после заседания гордумы в конце апреля.

«НР»: Вы не рассматривали вариант организации на челябинских дорогах специальных полос для общественного транспорта, как в Европе? Могло бы это решить проблему?

М.Ю.: Да, мы рассматривали такой вариант, но признали его нецелесообразным. Есть две причины: во-первых, если выделить на городских магистралях одну полосу для общественного транспорта, то на оставшейся части дорожного полотна будут образовываться еще большие пробки, особенно в часы «пик». Во-вторых, сами знаете, дисциплина наших водителей сильно отличается от поведения на дороге европейцев. Так что эта полоса вряд ли будет использоваться только общественным транспортом.

«НР»: Экологи утверждают, что у промышленного кризиса всегда есть положительная сторона – вода и воздух становятся чище. Для Челябинска вопрос экологии – один из основных, какие планы в этом направлении?

М.Ю.: Основной источник загрязнения для нашего мегаполиса сейчас – не промышленные выбросы, а автомобильные выхлопы. Доля загрязнения ими атмосферы составляет более 50%. Поэтому работа по расширению дорог и перекрестков, строительству развязок имеет еще и экологическую направленность – чем меньше автомобиль простоит в пробке, тем меньше выбросов будет.

У нас работает передвижная лаборатория, которая фиксирует нарушение предельно допустимой нормы концентрации вредных веществ в разных районах города. При этом у муниципальных властей, у глав городов нет полномочий по предъявлению штрафных и любых других санкций к предприятиям-нарушителям. Сейчас на уровне федерации полномочия по надзору за соблюдением экологического законодательства крупными промышленными предприятиями переданы в Росприроднадзор, и у нас есть надежда на то, что сотрудничество с этой структурой будет продуктивным. У каждого из заводов, загрязняющих окружающую среду, существует программа модернизации с целью уменьшения выбросов. В любом случае приводить свое производство в соответствие с экологическими стандартами этим предприятиям придется. Что касается воды. Источником питьевого водоснабжения Челябинска является Шершневское водохранилище. Город вложил средства в современные очистные сооружения. Качество воды, которая поступает в квартиры челябинцев, сейчас контролируется по сотне показателей и полностью соответствует всем существующим санитарным стандартам. В прошлом году екатеринбуржским НИИ завершено полномасштабное исследование главной водной артерии города Челябинска – реки Миасс. Впервые составлен проект планирования поймы реки и прилегающих территорий. Согласно выводам ученых, поднятие уровня воды на полтора метра позволит улучшить экологическое состояние, устранить заиленность и зарастание, улучшить внешний облик Миасса. Нынешняя ситуация с финансированием, конечно, внесет серьезные корректировки в сроки выполнения проекта. Но начало положено, исследования проведены.

«НР»: Челябинск вошел в тройку городов, наиболее комфортных для проживания, как будете поддерживать этот статус?

М.Ю.: Этот рейтинг строился на основании многих показателей по итогам 2008 года. Достойное место Челябинска среди городов-миллионников обеспечено благодаря увеличению мест в детсадах, приемлемой стоимости квадратного метра жилья и невысокому уровню преступности. Что касается городских программ социальной направленности, все они будут продолжены, несмотря на экономическую ситуацию.

«НР»: Кстати, как обстоят дела с дошкольным образованием? Проблема с очередями решается, но возникают новые – «перенаселение» детских садов. Как будет решаться эта проблема?

М.Ю.: В 2008 году было дополнительно создано 5 500 новых мест за счет возврата зданий бывших детских садов, открытия дошкольных отделений при школах. Действительно, в связи с высоким уровнем очередности увеличена предельная наполняемость групп, но она вписывается в рамки существующих нормативов. В 2009 году и в дальнейшем будет продолжена работа по созданию новых детсадовских мест. Совершенно новых, т.е. речь не идет об без уплотнении групп. Таким образом, мы сможем включить в систему дошкольного воспитания еще до 1 800 детей.

«НР»: Родителям приходиться сбрасываться на все – от учебников до ремонта крыш? Это законно? Как город собирается финансировать систему образования в условиях кризиса?

М.Ю.: Все учреждения образования получают и будут получать средства на заработную плату, оплату коммунальных услуг и текущие расходы. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», школы и детсады имеют право привлекать дополнительные финансовые средства родителей и спонсоров, но только на добровольной основе и на цели, определенные по соглашению сторон. Если есть факты того, что ребенка не принимают без вступительного взноса или пытаются нарушить его права – смело обращайтесь с жалобой в управление образования.

«НР»: Много шума в текущем году наделали изменения, связанные с ЕГЭ – оказалось, что уровень подготовки детей не отвечает требованиям экзамена. Наибольшие проблемы отмечены в сфере иностранных языков и информатики. Как Вы думаете, почему сложилась такая ситуация? Намерен ли город проанализировать работу учебных заведений – ведь если бы преподавание везде велось на должном уровне, не было бы такой паники?

М.Ю.: Мне эта паника не совсем понятна. Никаких изменений в процедуре проведения ЕГЭ в этом году нет, кроме того, что ЕГЭ перешел из эксперимента в штатный режим. Ажиотаж был связан с изменениями в условиях приема в ВУЗы, а не с уровнем подготовки школьников. ВУЗы с гуманитарными специальностями включили в список вступительных экзаменов иностранный язык четвертым предметом. Именно поэтому, выпускники 2009 года были поставлены перед необходимостью незапланированно сдавать экзамен по иностранному языку.

Предвидя ситуацию на 2009-2010 учебный год, управление по делам образования Челябинска провело пробный ЕГЭ по иностранным языкам с целью анализа ситуации в образовательных учреждениях города. Его результаты будут получены до конца апреля, и мы сможем оценить уровень подготовки школьников по этому предмету. Пробный ЕГЭ по информатике проводился районными управлениями образования, он показал допустимый уровень подготовки выпускников 2009 года.

«НР»: Вы предложили развивать систему производственного обучения, чтобы дети уже в школе могли «примерить» те или иные профессии? Считаете, это сейчас актуально?

М.Ю.: Челябинск в любом случае останется индустриальным центром. Поэтому важно, чтобы уже в школе подростки получали представление о промышленности, разновидностях металла, марках стали и постигали азы современного производства. Это соответствует потребностям города в инженерах и технических специалистах разных профилей. Даже если по этой стезе пойдут лишь 20% выпускников общеобразовательных заведений, мы привлечем на предприятия новые кадры. Нам нужно развивать отечественное производство, выводить городскую экономику на новый уровень.

«НР»: Вы сами попробовали себя и в роли бизнесмена, и политика, и чиновника… Кем быть сложнее?

М.Ю.: Везде свои трудности, но в бизнесе все-таки сложнее. Потому что это жесткая конкуренция, препоны со стороны контролирующих органов, серьезная налоговая нагрузка. Сейчас часто говорят о снижении административных барьеров, но на деле не меняется ничего. Пресс со стороны контролирующих органов настолько силен, что «беспредел братков» в лихие 90-ые сейчас кажется цветочками.

«НР»: Чем можете помочь бизнесу как глава города?

М.Ю.: Лишний раз не трогать, без проволочек продлевать разрешения, решать земельные вопросы. Я очень лояльно отношусь к бизнесу, если предприниматель соблюдает закон и ведет себя социально ответственно.

Сейчас для Челябинска самое важное – ни одно предприятие не потерять. Это касается не только промышленности, но всего, что связано с технологиями, программированием, связью. Именно этот сектор обеспечивает спрос на товары внутри города. Потом в заработанной ими денежной массой работает торговля, сфера обслуживания, частные предприниматели. Если мы эту цепочку сохраним, я уверен, что, несмотря на сегодняшнюю экономическую ситуацию, Челябинск быстрее и с самыми меньшими последствиями преодолеет кризис.

© 2009, «Новый Регион – Челябинск»