Интервью Главы Челябинска Михаила Юревича журналу "Местное самоуправление в Российской Федерации", апрель 2010 г.

Рубрика: Практика местного самоуправления

15 марта 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев внес в Законодательное Собрание Челябинской области кандидатуру Главы города Челябинска Михаила Юревича для наделения его полномочиями Губернатора Челябинской области. 22 марта депутаты Законодательного Собрания Челябинской области единогласно поддержали инициативу Президента РФ. Церемония инаугурации состоится в конце апреля. Сегодня на страницах нашего журнала интервью с Михаилом Юревичем, одно из последних, которое он дал в качестве мэра областного центра.

ГЛАВА ЧЕЛЯБИНСКА МИХАИЛ ЮРЕВИЧ: «ГЛАВНОЕ - НЕ ПОТЕРЯТЬ НИ ОДНО ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»

Для справки:

Глава города Челябинска - ЮРЕВИЧ Михаил Валериевич

Родился 13 февраля 1969 г. в городе Челябинске.

Образование высшее, инженер-строитель.

В 90-е годы создал ассоциацию предприятий «Агропромышленное объединение «Макфа», известную сегодня не только во всей России, но и за рубежом.

 В 1999 г. и в 2003 г. избирался депутатом Государственной Думы РФ.

 В 2002 г. Указом Президента России Юревич награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени - за большой вклад в укрепление законности, активную законотворческую деятельность и добросовестную работу.

20 марта 2005 г. избран на должность Главы города Челябинска. Входит в Региональный политсовет партии «Единая Россия».

 С 2006 года является Президентом Ассоциации муниципальных образований «Города Урала». Член Клуба мэров России, созданного на базе Всероссийского Совета местного самоуправления по инициативе партии «Единая Россия».

В 2008 г. признан лауреатом Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» в номинации «За вклад в развитие транспортной отрасли РФ».  

1 марта 2009 г. повторно избран на должность Главы города Челябинска. 

В 2009 году за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу удостоен ордена Дружбы.

В последние годы Челябинск сделал серьезный рывок в своем развитии и стал заметен среди «миллионников», крупных областных центров страны во многом благодаря той работе, которую проводил в должности Главы города Михаил Юревич.

Трудности, с которыми столкнулся индустриальный центр Южного Урала в прошлом году, потребовали от руководства города немедленного реагирования, серьезного анализа и корректировки намеченных планов. О том, как удалось сохранить социальные приоритеты и накопленный потенциал развития в непростое для всей страны время рассказывает Глава города Челябинска.

- Михаил Валериевич, на что в первую очередь Вы обратили внимание, какова была стратегия действий администрации города при сложившихся обстоятельствах?

- В 2009 году основные задачи были связаны с кризисом: город был вынужден экономить на всём. Начали с того, что значительно снизили расходы на содержание управленческого аппарата. Провели оптимизацию и сократили штат работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Затем сокращения коснулись расходов по всем направлениям деятельности муниципалитета. Оставили в неприкосновенности лишь основные статьи - зарплату городских бюджетников, содержание и коммунальные расходы по зданиям школ, детсадов, больниц, административных зданий, освещение, уборку и вывоз мусора. Город не должен выглядеть запущенным, поэтому продолжены программы реконструкции дорог и благоустройства.

- В СМИ неоднократно проходила информация о том, что в Челябинске отмечался настоящий строительный бум, жилищная революция. Какова ситуация сегодня?

- Строительный сектор пока находится в тяжелом положении, хотя ситуация явно начала меняться к лучшему. В 2009 году эта сфера была практически парализована, крупные стройки встали. Упадок на рынке недвижимости наблюдался не только у нас, но и по всей стране. Объем выполненных  строительными компаниями работ, по сравнению с 2008 годом, уменьшился более чем на 35%. Тем не менее, среди российских городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, по объему сданного в 2009 году жилья Челябинск занял 6 место. В областном центре было введено в эксплуатацию 530 тысяч квадратных метров жилья. Конечно, во многом это «задел», который остался от предыдущего года.

Наращивание темпов жилищного строительства и оживление строительного комплекса должны стать на ближайшие годы нашими приоритетными задачами. В этом направлении администрация города сегодня активно работает.

- Каким образом?

- Прежде всего, мы формируем земельные участки под жилищное строительство. Максимально учитываем интересы и возможности застройщиков на аукционах по продаже земли под многоэтажное жильё, принимаем меры по сокращению сроков оформления необходимых документов. Развиваем индивидуальное жилищное строительство. В прошлом году было подготовлено и выставлено на торги 115 земельных участков под частные дома. В текущем году мы планируем продать 420. Приобретение земли под частное жилье сейчас востребовано - это возможность построить дом по своему вкусу, по достатку, иметь приусадебное хозяйство. В советское время население не имело такой возможности, хотя многие активно строили садовые домики. Тогда это жилье было запрещено делать капитальным, и люди не могли жить в нем постоянно. Считаю, что сегодня мы обязаны исправить перегибы советского законодательства и дать горожанам право выбора.

- При обсуждении стратегических планов на 2009 год, в Правительстве РФ было четко определено, что глобальный кризис не может и не должен быть основанием для сворачивания социальных проектов и программ...

- Несмотря на дефицит бюджетных средств, мы продолжали вкладывать деньги в строительство и реконструкцию социальных объектов. За последние 4 года в областном центре было открыто около 12 тысяч  новых, дополнительных мест в детсадах. В результате такой планомерной работы по обеспеченности дошколят детскими учреждениями Челябинск достиг самого высокого показателя среди городов-миллионников России - 82%. В прошлом году у нас был пик рождаемости, и в нынешнем году, по предварительным прогнозам, число родившихся детей также увеличится. Уже сейчас муниципалитет готовится принять их в садики.

Неплохих показателей достиг Челябинск и в системе школьного образования. Нам удалось существенно обновить материально-техническую базу, учебное оборудование образовательных учреждений. Сегодня мы уже просто обязаны ставить перед собой еще более амбициозные задачи по внедрению новых технологий в образовательный процесс.

В 2009 году на 50,3 миллионов рублей, выделенных из городского бюджета, закупили новейшее диагностическое и лечебное оборудование в больницы и поликлиники. На реализацию городской целевой программы по оказанию помощи больным, нуждающимся в гемодиализе, из муниципальной казны было израсходовано почти 56 миллионов рублей. В целом на нацпроект «Здоровье» из всех источников финансирования было затрачено свыше 570 миллионов. За этими сухими цифрами - тот результат, к которому мы шли. Это рост рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни людей в Челябинске до 68 лет. В 2009 году в три раза, по сравнению с прошлым годом, сократилась естественная убыль населения. Благодаря реализации программ по охране здоровья женщин и детей младенческая смертность в Челябинске за четыре года уменьшилась на 70 процентов и сейчас находится на уровне развитых европейских стран.

За прошедший год из бюджетов разных уровней в сферу социальной защиты направлено почти три миллиарда рублей. 630 тысяч горожан получили социальную поддержку в различных формах - это льготы по оплате жилья, проезду в муниципальном общественном транспорте, другие пособия и субсидии. Все социальные обязательства перед жителями Челябинска нами выполнены. Уверен, они будут выполнены и в нынешнем году.

- На реализацию приоритетных национальных проектов экономический кризис повлиял, можно сказать, косвенно. В развитие промышленности он внес серьезные коррективы?

- В первую очередь он сказался на приостановке ряда инвестиционных программ, падении спроса на продукцию предприятий и трудностях с кредитованием. По сравнению с 2008 годом, в прошлом году производство челябинских заводов сократилось более чем на 20%. Уменьшился выпуск практически всех видов продукции металлургии и машиностроения. А это, как известно, базовые отрасли городской экономики.

Ограниченность финансов в реальном секторе привела к сокращению рабочих мест и падению уровня заработной платы на предприятиях, а значит, и снижению покупательской способности населения. Реальная заработная плата, по официальной статистике, сократилась почти на восемь процентов. Возросла скрытая и регистрируемая безработица. Статус безработного в течение года получили около 35 тысяч человек.

 

- Что сделали муниципальные власти, чтобы сохранить потенциал промышленного сектора экономики?

- С появлением первых признаков кризиса, ещё в октябре - ноябре 2008 года, нами был разработан комплекс мер, направленных на смягчение его последствий. При администрации города была создана антикризисная рабочая группа, занимающаяся мониторингом сложившейся ситуации на рынке, проведением необходимых согласований, поиском дополнительных ресурсов. При оказании муниципальной поддержки в качестве приоритетных выделялись проекты высокой степени реализации, дающие максимальный мультипликативный эффект, в первую очередь, в социальном плане.

Одной из главных задач было не допустить банкротства промышленных предприятий. Именно они обеспечивают спрос на товары внутри города. Потом в заработанной ими денежной массе работает торговля, сфера обслуживания, частные предприниматели. Городская администрация помогла предприятиям при получении кредитов. Муниципальное имущество было использовано в качестве кредитного залога.

Благодаря предпринятым мерам и реализации собственных антикризисных программ на промышленных предприятиях удалось не допустить роста задолженности по заработной плате и массового сокращения рабочих мест. На сегодняшний день задолженность по заработной плате на предприятиях города практически погашена.

Несмотря на кризис, в 2009 году в Челябинске начали реализовываться крупные инвестиционные проекты. Среди наиболее значимых можно назвать строительство универсального стана на Челябинском металлургическом комбинате, цеха № 3 для производства труб большого диаметра на Челябинском трубопрокатном заводе. Кроме того, в городе появились новые предприятия. В их числе: завод теплоизоляции труб, логистический центр «Интеграция», совместное российско-германское предприятие «СМС-Челтек».  Открытие новых предприятий и производств позволило создать более четырёх тысяч рабочих мест, в том числе 2,5 тысячи в организациях среднего и малого бизнеса.

В чем-то Челябинску повезло: часть сырьевых продуктов наших предприятий, благодаря мировой конъюнктуре, пользуется большим спросом. Сегодня большинство  заводов черной и цветной металлургии не просто «задышали», но и эффективно, устойчиво работают.

В целом ситуация на рынке труда, конечно, продолжает вызывать обеспокоенность администрации города. По состоянию на 1 марта текущего года, на учёте в городском центре занятости населения состояло более 16 тысяч челябинцев. Для снижения уровня безработицы сегодня важно обеспечить благоприятные условия для создания новых рабочих мест в городе, поддержать инициативы бизнеса, промышленных предприятий, максимально помочь горожанам в трудоустройстве и переобучении.

- Если гигантам отечественной индустрии была оказана реальная поддержка, а кто-то смог самостоятельно справиться с последствиями глобального финансового кризиса, то с малым и средним предпринимательством ситуация обстоит сложнее?

- Малый бизнес в нашей стране и, соответственно, в городе Челябинске преимущественно сосредоточен в сфере обслуживания и торговли. При сокращении общего объема рынка он поставлен в жесткие условия выживания. Фактически на сегодняшний день ни муниципальная, ни областная власть реальными рычагами поддержки малого бизнеса не располагают. Поможет предпринимательству только увеличение объема рынка. Мы можем только лишний раз не трогать малый бизнес, без проволочек продлевать разрешения, решать земельные вопросы. Но важно, чтобы предприниматель соблюдал закон и был социально ответственным.  

Все, что было в наших силах, сделано: до 4,6 миллионов рублей было увеличено финансирование программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2007-2009 годы. Администрация города оказывала и будет оказывать финансовую поддержку молодежных предпринимательских проектов. На реализацию городской целевой программы по развитию малого и среднего предпринимательства в этом году в бюджете города заложено свыше 5 миллионов рублей, а с учетом привлеченных областных средств предусмотрено в три раза больше.

- С момента прихода к управлению городом Вы четко обозначили свою позицию сделать дорожное строительство одним из приоритетных направлений деятельности местных органов власти и следовали поставленной цели. Удалось ли Челябинску сохранить набранные темпы в 2009 году?

- По сравнению с другими городами-миллионниками, сегодня в Челябинске вполне нормальная ситуация с организацией дорожного движения, пробки на наших магистралях появляются только в часы пик. Наряду с увеличением численности населения Челябинска в последние годы наблюдается и значительный рост количества автотранспорта. Этому процессу не помешало даже ухудшение экономической ситуации. День ото дня возрастает нагрузка на транспортную инфраструктуру города.

Исходя из этого, мы строим новые и реконструируем действующие автомагистрали. В прошлом году на дороги направлен 1 миллиард 106 миллионов рублей, в том числе 262 миллиона из федерального бюджета и 844 миллиона из бюджета города. На эти средства построены и капитально отремонтированы более 220 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Продолжились строительно-монтажные работы на транспортных развязках: по улице Братьев Кашириных, от улицы Кирова до улицы Российской с выходом на улицу Труда, на пересечении Копейского шоссе, улицы Гагарина, автодороги «Меридиан», улицы Рождественского и других объектах.  В течение года выполнялся капитальный ремонт на 23-х перекрёстках магистральных улиц и улиц с интенсивным движением. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы по 64 объектам улично-дорожной сети, в том числе по 11 транспортным развязкам и пяти подземным переходам.

Активное развитие транспортной инфраструктуры - одна из стратегических задач. От её решения зависит будущее Челябинска как крупнейшего мегаполиса и безопасность его жителей.

- Как видно, с дорогами ситуация в столице Южного Урала в последние годы заметно улучшилась. Но можно ли так сказать и о городском транспорте? Насколько я знаю, муниципальные транспортные предприятия находятся в сложном финансовом положении.

- Действительно, чрезмерное повышение тарифов на электроэнергию и тепло повлекло за собой значительное увеличение расходов транспортников. Кроме того, неполное возмещение из вышестоящих бюджетов затрат на перевозки федеральных и областных льготников привело к росту задолженности предприятий по выплатам в бюджет и внебюджетные фонды. Отсюда и задолженность Челябгортранса перед поставщиками энергоресурсов. Недобросовестная конкуренция на рынке транспортных услуг, нестабильная работа промышленных предприятий в первой половине 2009 года вызвали значительное сокращение доходов муниципальных транспортных предприятий и поставили их на грань выживания.

Однако, несмотря на крайне сложное финансовое положение и увеличение расходов транспортных предприятий, нам удалось удержать тариф на проезд в муниципальном транспорте на уровне 2008 года. Кроме того, сохранена вся маршрутная сеть городского пассажирского транспорта. Хотя и медленно, идет обновление подвижного состава. Только в этом году в рамках федеральной программы в Челябинск поступил 31 автобус.

- В ноябре 2009 года в стране произошло значимое событие - был принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Начало воплощения одной из инициатив Президента РФ положено. И многое при реализации этого закона будет зависеть от активности местных властей. Для крупных городов, таких как Челябинск, этот документ уже рабочий?

- У Челябинска неплохая перспектива модернизации системы теплоснабжения. В прошлом году городская дума утвердила новую инвестиционную программу на 2010 - 2012 годы, разработанную компанией «Фортум». Она предусматривает переход от существующей радиальной схемы теплоснабжения потребителей к кольцевой схеме.  Все жилые дома в городе будут оснащены дополнительным оборудованием, позволяющим наиболее эффективно использовать поступающее тепло. Горожанам это даст экономию семейного бюджета, сокращение расходов на ЖКХ и сроков отключения горячей воды в летний период.

Важной задачей для нас сегодня является и текущее содержание жилого фонда. Второй год подряд Челябинск первым из городов-миллионников оформляет заявку на получение федеральных средств для капитального ремонта многоэтажек. А это более одного миллиарда рублей. На эти средства в прошлом году в каждом 12-м доме были проведены разные виды ремонтов: кровли, подвалов, фасадов, лифтов и внутридомовых инженерных систем и оборудования. 

- Михаил Валериевич, с каким настроением Вы оставляете городское хозяйство? Ведь быть мэром и управлять регионом - это не одно и то же, совершенно другой уровень ответственности.

- В течение 2009 года нам удалось не допустить серьёзных чрезвычайных ситуаций в городе, обеспечить поддержание общественного порядка, политической стабильности. Надеюсь, что нынешний год будет для Челябинска и горожан более благоприятным в экономическом и финансовом плане, чем прошлый. Уверен, что граждане сделают достойный, правильный выбор нового Главы города.

В свою очередь, хотел бы выразить огромную благодарность Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву и партии «Единая Россия» за оказанное мне высокое доверие.  Челябинская область имеет особый статус, исторически она является важнейшим стратегическим регионом России. Руководить такой областью почетно и ответственно. Отдельное спасибо губернатору Петру Ивановичу Сумину, который много сделал для защиты интересов столицы Южного Урала. Убежден, что только преемственность политической власти, экономической и социальной политики являются гарантом развития области.

Челябинск для меня был и остается родным городом. И я сделаю все возможное, чтобы город соответствовал своему статусу столицы Южного Урала, чтобы весь наш регион и дальше развивался, выходил на высокие темпы роста по основным экономическим показателям.

 

 

Подготовлено Пресс-центром

Администрации города Челябинска.