"Центр притяжения", журнал "Челябинск", сентябрь 2006 года

Центр притяжения
Так определяет наш город в региональном контексте его глава Михаил Юревич

 

 

- Михаил Валериевич, чуть больше года вы работаете главой города. Насколько изменился за последний год наш юбиляр - Челябинск: вырос ли, благоустроился, похорошел? Если разделить условно итоговуюотчетную «ведомость» работы администрации города за год, что бы вы вписали в колонку со знаком «плюс»?

 

- Удалось сделать очень многое, и это заметно всем. В «плюсы», безусловно, следует записать и новое дорожное покрытие, и благоустройство территории, и уборку мусора. Привели в порядок основные проезжие магистрали – Комсомольский проспект, улицу Братьев Кашириных, часть улицы Труда. Покрытие проспекта Ленина весной неожиданно растрескалось, и оставить его в год юбилея в таком состоянии было невозможно. Новый облик улицы Цвиллинга преобразил центр города. Улица сейчас выглядит намного красивее, и, кстати, жалоб от жильцов на то, что убираем зеленые насаждения, не поступало.

Хорошо поработали по благоустройству и восстановлению уличного освещения в Металлургическом районе. Для Челябинска это основной промышленный район-донор, жители которого зарабатывают деньги в бюджет города, области, региона, страны, а потому вдвойне обидно, когда добираться до дому им приходится в «экстремальных условиях» по темным улицам. Работа по восстановлению освещения идет и в Ленинском районе. Надо заметить, весь год Ленинский район был основной точкой приложения сил. Завершена реконструкция Меридиана и улицы Гагарина, планируем поэтапно вести капитальную реконструкцию социально значимых улиц - Барбюса, Агалакова, Лизы Чайкиной. Улица Дзержинского станет двухсторонней – с движением транспорта по обе стороны трамвайных путей. Проект оказался очень дорогим, бюджету Челябинска пока не под силу. В этом году реализуем его в «одностороннем» варианте, расширив улицу на два метра.

 

- Какие городские проблемы вы бы назвали заслуживающими особого внимания?

 

- В городе не хватает поликлиник, детских садов, требуют ремонта школы и больницы.
Пока бюджет города может позволить себе строительство детских садов только в тех местах, где идет застройка новой территории в счет отчислений строителей, или если земля реализуется с аукциона. На сегодняшний день мы изыскали площадки под строительство детских садов и школ в существующей жилой застройке. Не скрою, это оказалось делом нелегким: уплотненность застройки в нашем городе практически достигла пика. Чуть ли не с боем приходилось каждый участок отстаивать. В бюджет города на следующий год включаем работы по проектированию и привязке проектов к существующим площадкам. Раз президент поставил задачу повышения рождаемости в стране, значит, мы к этой задаче должны подготовиться «до того», а не «после того, как»…

 

- Год назад в интервью журналу «Челябинск» вы определили процесс управления городом как «менеджерскую работу». Изменилась ли ваша точка зрения по этому вопросу сегодня?

 

 

- Изменилась. Мэр не только менеджер, он еще и политик. И ему, как политику, часто приходится садиться за стол переговоров – в том числе и с теми, кто не согласен с решениями городской власти.
Мы готовы вести переговоры, и за этот год не раз доказали это. А год был непростым... Деятельности администрации порой препятствуют люди, на стороне которых большие деньги, они не раз привлекали на свою сторону средства массовой информации, организовывали митинги. Но позиция мэрии незыблема, и в этом, я уверен, меня поддерживают горожане: мы не можем никому позволить совершать градостроительные ошибки.
К таким ошибкам я бы отнес строительство торгового комплекса во дворе Центрального гастронома, застройку спортплощадки школы № 1, детской железной дороги или Алого поля перед Дворцом пионеров... Во всех этих случаях мэрия защищала интересы больших и маленьких жителей Челябинска. Ну о какой застройке Детского парка может идти речь, ведь это городская достопримечательность, дорогие многим поколениям челябинцев места? А вот цивилизованный парк с аттракционами и развлечениями для семейного отдыха там вполне уместен. Не дадим застроить сквер напротив ЮУрГУ. Студенческий городок когда-то был лицом города, пусть таким и остается. Требуется его отреставрировать - и только.
Администрация города ведет большую работу с землепользователями, создана депутатская группа, которая вместе с главами районов выявляет неплательщиков за аренду земли. Радует, что количество их медленно, но неуклонно сокращается.

 

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, которая складывается вокруг Краснопольской площадки.

 

- Попытки всячески сдерживать жилищное строительство в районе Краснопольской площадки видятся мне чисто политической проблемой. Под угрозой оказались не только будущие, но и уже заселенные микрорайоны Северо-Запада. На эту землю претендует Южно-Уральский научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства (ЮУНИИПОК). В мае 2006-го года руководство института оформило право федеральной собственности на земельные участки площадью более 1238 гектаров, ссылаясь на постановление Совета министров СССР от… 1963 года! Поразительно, что эта земля более сорока лет пребывала в запустении и понадобилась ЮУНИИПОК именно сейчас! Еще больше удивляет обстоятельство регистрации права собственности на основании документов, утративших актуальность еще в советские времена…
Сегодня, когда город испытывает острейшую потребность в жилье, пора бы определиться с будущим пустующей территории Челябинского госуниверситета площадью 70 гектаров и нереализованного проекта «Универ-сити». По проекту город должен был получить около 800 тысяч квадратных метров жилья, а университет – новые учебные здания. Но земли продолжают пустовать…

 

- Михаил Валериевич, тем не менее темпы жилищного строительства в Челябинске вселяют оптимизм …

 

- В этом году рассчитываем сдать в эксплуатацию 472 тысячи квадратных метров жилья. Но, судя по тому, что на территории города активизировалось индивидуальное строительство, сдадим больше, около пятисот тысяч! Вообще, высота планки, которую Челябинск должен держать для того, чтобы предотвратить резкий скачок цен на жилье, - где-то 500-600 тысяч кв. м в год. Эти цифры напоминают о советском строительстве в 80-е годы прошлого века. Сейчас стройкомплекс находится на таком же мощном подъеме. Мы не собираемся снижать темпы строительства и можем прогнозировать увеличение объемов вводимого жилья примерно на 20 процентов в год.

 

- Снижение цен на жилье не прогнозируете?

 

- Цены не мы назначаем – строители, а их действия отражают баланс спроса и предложения на этом участке рынка. Взрывной спрос на жилье возник, как только в силу вступили механизмы ипотечного кредитования. А помните, два-три года назад, когда в стране ввели потребительское кредитование, - с полок магазинов мгновенно исчезли телевизоры и холодильники? То же самое происходит сейчас на рынке жилья!

 

- Но бюджетникам, которые по-прежнему очень трудно осваивают реалии рынка, хотелось бы дополнительных социальных гарантий …

 

- Да, бюджетники зарабатывают не так много, и не только в Челябинске, но и во всех странах мира, везде в мире предусмотрены для них льготы. В Челябинске это жилье по себестоимости. Программа строительства жилья для бюджетников по себестоимости уже разработана: городская дума на ближайшем заседании должна окончательно утвердить регламент, и строители выйдут на стройплощадки. Сдать первые «дома по себестоимости» планируем уже в следующем году, а в перспективе мы хотим раскрутить эту программу и строить до 70 тысяч квадратных метров в год.

 

- Сколько же будет стоить квадратный метр?

 

- Надо сказать, себестоимость строительства резко выросла. За этот сезон стекло подорожало вдвое, выросли цены на цемент, инертные материалы - песок, щебень. В себестоимость строительства входит и благоустройство территории вокруг дома, и проведение дороги до группы домов, и строительство школы, детсада и поликлиники, пожарного депо – в каждом квадратном метре покупаемого жилья заложена часть этой инфраструктуры. Думаю, себестоимость квадратного метра может подойти к 17 тысячам рублей, а рыночная цена - 25-30 тысяч… Все равно дешевле! Все равно реальнее. Люди могут потом продать квартиру по рыночной цене, могут произвести обмен с доплатой, да мало ли вариантов…

 

- Сегодня мы часто упоминаем Северо-Западный район Челябинска как наиболее перспективный в плане развития. А проблема транспорта там будет решена?

 

- К юбилею города будет запущена новая троллейбусная ветка. Маршрут «Комсомольский проспект - улица Чичерина - улица Братьев Кашириных» свяжет густонаселенные микрорайоны с основными магистралями города. В будущем планируем довести ветку до улицы Салавата Юлаева…

 

- Растут энергетические запросы города. Сети справляются? Не хочется сравнений, но печальный опыт отключений от энергоснабжения в Москве целых районов заставляет задуматься…

 

- С каждым годом растет электропотребление каждой отдельно взятой квартиры, что уж говорить о городе в целом! За ближайший год мы рассчитываем решить проблему электроснабжения Челябинска. Заканчивается строительство подстанции «Каширинская», ведется проектирование подстанции «Гранитная» в Ленинском районе и подстанции «Массивная», призванной разгрузить северо-запад Челябинска и часть Центрального района.

 

- С водоснабжением ситуация тоже улучшится?

 

- Вы, конечно, помните аварии на водоводах этой зимой. Их причиной стало то, что последние семь лет в городе почти полностью отсутствовал плановый и капитальный ремонт сетей, а это не могло не привести к плачевным последствиям: сколько ни латай, все рвется… Думаю, в ближайшие два года мы добьемся того, что перебоев водоснабжения в Челябинске станет значительно меньше, и они будут носить только локальный характер. В 2006 году мы вышли на плановый режим ремонта и замены труб. Расценки, принятые Челябинской городской думой, обеспечивают прозрачность подключения к тепло-, водо- и электроснабжению новых объектов, строящихся на территории Челябинска. Этот путь позволяет использовать деньги на развитие городской инфраструктуры, а так называемые «серые» схемы наконец-то уходят в прошлое.

 

- На муниципалитеты возложено сегодня огромное количество обязанностей. На их плечах держатся и здравоохранение, и образование, и благоустройство, до последнего времени заботой муниципалитета оставалась сфера ЖКХ…

 

- Беда в том, что обязанности не подкреплены финансированием. Спасибо губернатору Петру Ивановичу Сумину, область помогает нашему городу с финансированием важных проектов, и прежде всего строительства дорог. Многое из того, что сделано к юбилею города, сделано на областные деньги.

 

- Но налогоплательщики исправно платят в городскую казну…

 

- Распределение денежных пропорций на сегодняшний день таково: на территории Челябинска остается 18 копеек с каждого собранного рубля налогов. Еще два года назад эта сумма составляла 24 копейки с рубля, в прошлом году она сократилась до 22 копеек. Челябинск продолжает бурно развиваться, а денег в бюджете не прибавляется. Прирост областного бюджета за 2006 год – 36 процентов по абсолютной сумме собираемости в деньгах. А прирост городского бюджета – только 2 процента!

 

- Каким, по-вашему, он должен быть?

 

- Я бы сказал, что сегодня Челябинску не хватает примерно полутора-двух миллиардов рублей.

 

- Как бы вы потратили эти деньги?

 

- Больше денег отправили бы на ремонт жилья. Федеральное законодательство предлагает жильцам ремонтировать дома за свой счет. Новый дом может быть самоокупаемым, даже прибыльным. А старый… В старом доме живут, как правило, пожилые неплатежеспособные люди. И если потекла кровля, требуется ремонт швов, внутренних коммуникаций – это дорого, и денег у жильцов нет. На помощь приходит мэрия, выделяем средства, хотя такие расходы в бюджете не предусмотрены. Пока справляемся. Тяжело, но справляемся. Оставлять горожан наедине с бедой не имеем права.

 

- Это первая из острых проблем. Вторая..?

 

– Строительство детских садов, ремонты школ и больниц. Вот где необходимы большие вложения. А между тем на ремонт школ в прошлом году в бюджете не было заложено ни копейки! Предлагалось отнести эти расходы на счет родителей учеников. Представьте, в каком плачевном состоянии находились социальные объекты, особенно на окраинах, где живут в основном рабочие люди, и каким по величине должен быть родительский кошелек, если централизованно на ремонт кровель и систем отопления деньги не выделялись в течение последних пяти-шести лет! На сегодняшний день ситуацию удалось исправить и повернуть к лучшему. Но денег все еще недостаточно.
Федеральная программа по здравоохранению обеспечивает поступление медицинского оборудования в лечебно-профилактические учреждения города. Но «точечное» дорогое оборудование закупаем на средства муниципального бюджета. Недавнее приобретение, которым гордимся, – ангиографическая установка стоимостью 56 млн рублей, незаменимая при диагностике инфарктов. Таких надо бы три в Челябинск! Стараемся идти в ногу со временем - закупать только суперсовременное оборудование лучшей комплектации.

 

- Как выглядит в ваших глазах Челябинск после визитов в другие города? Что в результате сравнения заставляет вас гордиться своим городом?

 

- Среди городов-миллионников Челябинск имеет очень маленький бюджет. В 2006 году по факту исполнения бюджет Челябинска в два раза меньше по сравнению с Екатеринбургом, это катастрофическая разница! Просто разводишь руками. Тем не менее мы не уступаем соседям ни в чем. Челябинск стал значительно благоустроеннее, выше, наряднее. Правильно организовано дорожное движение: в часы пик пробки возникают, но после все приходит в нормальный ритм. Значительно улучшилось и качество дорожного покрытия, а от него зависит комфорт автовладельцев. Машина для экономически активного населения нашего города давно уже не роскошь, а средство передвижения. Прирост автотранспорта идет по 15-20 процентов в год, и мы строим планы развития города, исходя из этого. Другого транспорта, кроме наземного, в Челябинске нет, и в ближайшие годы не предвидится…

 

- А как же метро?

 

- За метро - будущее. Но на его строительство огромные деньги нужны, и, судя по темпам, строиться оно будет лет десять. А пока люди едут на работу в общественном и личном транспорте, и если троллейбус по часу стоит в пробке – это безобразие….

 

- До всего вам есть дело, вы знаете о городе почти все. Мэру и полагается во все вникать - должность такая?

 

- Конечно, главе города надо уметь разбираться во многом – в образовании, здравоохранении, ремонте дорог, строительстве жилья, жилищно-коммунальном хозяйстве. Но опорой ему всегда должно служить мнение специалистов. Я доверяю компетенции своих заместителей, уверен в профессионализме своей команды.

 

 

- Легко ли работается вам с населением?

 

- Очень легко. Я веду обычный, достаточно открытый образ жизни, хожу на тренировки, сына вожу в спортивную школу; встречаюсь с жителями города не только на различных мероприятиях, но и просто на улицах, в магазинах, в кафе. Ко мне часто подходят, что-то советуют, благодарят или просят о чем-то. Меня для того и выбирали, чтобы я реагировал на все пожелания и замечания населения. Когда люди голосуют за нового руководителя, они надеются, что жизнь изменится к лучшему. Стараюсь оправдать их ожидания, если нужно, исправлять, устранять недостатки - в рамках полномочий городской администрации, конечно. Например, повысить пенсии не могу…

 

- Горожане часто обращаются к вам с просьбами. А вы хотите о чем-нибудь попросить челябинцев?

 

- О многом, ну, например… Есть такая просьба: не жечь мусорные контейнеры. От высокой температуры трескаются сварные швы - и все, бачок надо выкидывать. А он стоит дорого! И самое-то главное – деньги на контейнеры выделяются из квартплаты. Поджигать во дворе бачок - все равно что жечь на собственной кухне мусорное ведро!

 

- Не могу обойтись без «юбилейного» вопроса: каким видится вам будущее Челябинска?

 

- Хотелось бы сделать наш город крупным деловым центром, ни в чем не уступающим Екатеринбургу. Я считаю, что Челябинск намного удобнее со всех точек зрения - начиная от уровня заработной платы и заканчивая комфортабельностью жизни. Для многих уральцев Челябинск является центром притяжения, прежде всего потому, что здесь есть работа. Челябинск – университетский город, к нам приезжает учиться молодежь из других областей и стран СНГ и ближнего зарубежья. Жилье в Челябинске в полтора раза дешевле, чем в Екатеринбурге, дороги у нас лучше. Географическое положение очень выгодное – центр страны, удобный для размещения производства. Город быстро развивается, строит офисные центры и гостиничные комплексы. Здесь вполне могут базироваться представительства крупных компаний - как российских, так и западных. Конечно, для того чтобы мечты сбылись, прежде надо обеспечить высокий уровень благоустройства: город хочется видеть чистым, улицы - освещенными, дома - теплыми, на газонах должны быть цветы и подстриженная трава, городской транспорт должен работать нормально.

 

- Возвращаюсь к интервью, которое вы дали журналу год назад. На вопрос, трудно ли быть мэром, вы тогда ответили: «Нет, нетрудно»...

 

- Сегодня я отвечу так: работа трудная, но вполне посильная. Да, она занимает почти все мое время, приходится назначать деловые встречи и по выходным. Я не могу уехать из Челябинска надолго, хотя отпуск у мэра большой. По мне лучше чаще отдыхать, но не выпадать из процесса, оставаться всегда в курсе событий. Поэтому и установил сам себе режим отпуска – три рабочих дня, затем уезжаю с пятницы до вторника. Такие каникулы удается устроить себе несколько раз в год. Сейчас не до отдыха, полным ходом идет подготовка ко Дню города, следом за юбилеем – «горячая пора», начало отопительного сезона. А вот потом… обязательно в отпуск!

Марина Чернова